Для выполнения практикума на языке Паскаль можно воспользоваться бесплатной интегрированной визуальной средой разработки Lazarus.
Lazarus существует в нескольких версиях для различных операционных систем:
Основным предназначением Lazarus является кроссплатформенная разработка приложений с визуальным пользовательским интерфейсом на языке программирования Object Pascal. При этом Lazarus позволяет создавать и отлаживать консольные программы, не имеющие графического пользовательского интерфейса. То есть большинство задач практикума на языке Паскаль можно с минимальной адаптацией выполнить в Lazarus, не прибегая к помощи оригинальной версии среды разработки Borland Pascal под Microsoft DOS.
Для Lazarus разрабатываемая программа — это не отдельный самодостаточный файл с исходным текстом программы, а целая группа файлов, которая называется программный проект, или просто — проект.
Каждый проект содержит файл с описанием связанных файлов исходных текстов программы, а также описание параметров компиляции, сборки, запуска и отладки программы. Поэтому первым шагом при создании новой программы является создание нового проекта.
Для создания консольного приложния необходимо в главном меню Lazarus выбрать команду «File -> New ...». В открывшемся окне «New ...» выбрать тип нового проекта «Program».
После чего будет создан новый проект «project1» с шаблоном программы «project1.lpr» и дополнительные файлы (например, с расширением *.lpi, *.lps):
program Project1; {$mode objfpc}{$H+} uses {$IFDEF UNIX} cthreads, {$ENDIF} Classes { you can add units after this }; begin end.
Отредактируйте шаблон программы, например, так, чтобы вывести приветственное сообщение «Hello world!»:
program project1; begin writeln ( 'Hello world!' ); end.
Далее, откройте окно консоли «ввода-вывода», выполнив команду меню «View -> Debug Windows -> Console In/Output», либо нажав комбинацию клавиш «Ctrl + Alt + O».
Для запуска программы нажмите кнопку «Run» на панели инструментов или нажмите клавишу «F9».
Ошибки компиляции программы отображаются в окне «Messages».
Для установки точки останова при отладке программы нажмите мышкой на индикатор в начале соответствующей строки программы. Например:
program project1; var s: string; begin write ( 'Enter your name: ' ); readln ( s ); writeln ( 'Hi, ', s, '!' ); end.
Тогда после запуска в окне консоли «ввода-вывода» после ввода строки (например, «Max») исполнение программы приостановится:
В этот момент появляется возможность проверить текущие значения переменных. Для этого можно либо просто навести на имя переменной курсор мышки и посмотреть ее значение во всплывающей подсказке. Либо можно добавить переменную в список отслеживания, выделив курсором ее имя и потом в контекстном меню (открывается по правой кнопке мышки) выбрав «Debug -> Add Watch», либо нажав «Ctrl + F5»:
Для продолжения исполнения программы снова нажмите на кнопку «Run», либо на клавишу «F9»
В консоли «ввода-вывода» не работает удаление введенного символа. Нажатие «Backspace» не приводит к стиранию ранее введенного символа.
Если вам требуется сдать программу в файле *.pas, вам придется самостоятельно скопировать файл вашей программы из файла *.lpr в файл с расширением *.pas.